Коридоры прибыли: настоящее и будущее угольной логистики РФ
Блог им. ekthotezel
Пандемия, тренд на «зеленые» энергетические технологии, переход к контролю выбросов СО2 — ни один из этих глобальных факторов пока не смог уменьшить или хотя бы стабилизировать объемы потребляемого цивилизацией угля. Рост проникновения возобновляемой энергетики в развитых странах оказался полностью компенсирован увеличением спроса на уголь со стороны развивающихся стран. Не станет исключением и 2023 год, за первую половину которого спрос на уголь вырос на 1,5% — до 4,7 млрд тонн.
В России, по словам заместителя председателя правительства РФ Александра Новака, добыча угля в 2022 году составила 443,6 млн тонн, что несколько превысило показатели 2021 года. При этом экспорт в прошлом году упал на 7,5% (до 210,9 млн тонн), что было компенсировано ростом внутренних поставок на 12,2% (до 172,42 млн тонн).
Статья Новака в журнале «Энергетическая политика» не зря вышла под заголовком «Энергетическая политика России: разворот на Восток». Зампред правительства видит большой потенциал в удовлетворении растущих аппетитов к углю Китая и Индии, где спрос на российскую продукцию вырос на 11,2% (до 59,52 млн тонн) и 16,7% (до 147,8 млн тонн) соответственно. В правительстве рассчитывают, что к 2030 году экспорт угля в страны АТР получится увеличить в 1,5–2 раза. На пути этих планов в первую очередь стоят проблемы с логистикой.
Вся боль Восточного полигона
После вынужденного перераспределения объемов экспортируемого угля из Европы в страны АТР в 2022 году Россия отправила туда 140 млн тонн угля. Такие цифры приводят аналитики независимого ценового агентства Argus. Перевалка угля в российских портах с января по апрель 2023 года выросла на 18,3% в годовом выражении, однако ее объем в самых рентабельных для угольщиков портах Дальнего Востока и юга даже снизился. И все это из-за хорошо знакомой всем участникам отрасли проблемы Восточного полигона.
БАМ и Транссиб критически перегружены потоками экспортных товаров, среди которых уголь важный, но далеко не единственный груз. По словам генерального директора РЖД Олега Белозерова, тяжелая ситуация за Уралом сложилась из-за того, что в 2022 году перевозчики впервые отправили на Восток больше грузов, чем на Запад.
Так, например, «Мечел» в первом квартале 2023 года снизил добычу на 25% из-за дефицита провозной мощности и невозможности доставить покупателям продукцию из Кузбасса и Якутии. Сложилась весьма непростая ситуация, когда пропускная способность восточных портов оказалась втрое выше, чем пропускная способность подъездных железнодорожных путей.
Заместитель председателя правительства Приморского края Валерий Прокопчук обещает, что к 2030 году порты региона смогут переваливать в два раза больше грузов. Но, признает он, даже этого мало без кардинального расширения возможностей железных дорог.
В обострившейся конкуренции между насыпными и контейнерными перевозками РЖД голосует за контейнеры. «Были неэффективные перевозки, когда уголь из Кузбасса везли для внутреннего потребления в регионы на Дальнем Востоке на энергостанции. Вместо того чтобы провезти на небольшие расстояния, везли на дальние. Это ухудшало экономику. Считаем, что с этим нужно нам побороться. Ну, и везти груз нужно в нынешней ситуации с большей добавленной стоимостью», — отметил Олег Белозеров.
Масштабные планы по расширению Восточного полигона постепенно реализуются, но сроки постоянно «ползут вправо». В 2022 году пропускная способность Восточного полигона достигла 158 млн тонн. В 2024-м, как надеются в РЖД, она достигнет 180 млн тонн. Самый смелый, четвертый, проект модернизации, который пока находится в стадии обсуждения, подразумевает рост пропускной способности до 255 млн тонн к 2032 году. Но есть ли у отрасли это время?
Угольный рейс «Мурманск — Африка»
Недостижимость дальневосточных портов заставляет угольщиков выстраивать гораздо менее рентабельные, но более доступные логистические цепочки. Главным образом морские, на направлениях Северо-Запад и Юг. По данным источника «Коммерсанта», к маю 2023 года отгрузка угля больше всего выросла в портах Мурманска (на 84,6%), Усть-Луги (на 80,3%), Шахтерска (на 63,4%) и Выборга (на 56,9%). И это несмотря на значительное удорожание фрахта судов, отказ судовладельцев сотрудничать с российскими грузоотправителями, сложности с получением страховки и общее повышение рисков.
Исследование оператора морских перевозок ГК «Солар» показало, что в первой половине 2023 года для вывоза экспортного угля из России было выполнено 2132 рейса судов разных классов, преимущественно Panamax. Из общего объема — 90 млн тонн — 44% груза отправилось в Китай, 17% — в Индию, остальное в порядке уменьшения доли — в Турцию, Корею и другие азиатские страны.
На ПМЭФ глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал, что в стадии реализации сейчас находится проект развития Мурманского транспортного узла. Предполагается, что уголь из добывающих районов в объеме до 8 млн тонн в год будет доставляться в Мурманск на круглогодичный терминал «Лавна». Там его будут грузить на суда и отправлять заказчикам из АТР через северные широты — по СМП. Первую партию угля терминал должен принять до конца этого года.
С учетом всего этого озвученные в июне заместителем министра энергетики Сергеем Мочальниковым планы сохранить в 2023 году общий объем экспорта угля на уровне прошлого года выглядят вполне реалистично. Но о заметном росте возможностей отрасли речь пока не идет. Крупные проекты по расширению транспортной инфраструктуры будут последовательно воплощаться все следующее десятилетие, при этом спрос на уголь в это время тоже не будет стоять на месте.
Согласно исследованию консалтинговой компании «Яков и партнеры», при базовом сценарии к 2030 году спрос на уголь в мире вырастет на 3% относительно текущего уровня. Однако уже к 2050-му снизится на треть в связи с глобальным энергопереходом. Это оставляет для российских экспортеров достаточно узкое окно возможностей, которым надо успеть воспользоваться как можно скорее.
https://mirwiki.ru/koridory-pribyli-nastoyashhee-i-budushhee-ugolnoj-logistiki-rf/
Евгений Ренге
Похожие записи
Комментарии (0)
Прямой эфир
Блоги
Наружная реклама 6.93
Новостные издания 5.37
Реклама на TV 3.99
Интернет реклама 3.37
Закон "О рекламе" 3.24
Искусство продаж 2.23
Вирусный маркетинг 2.20
Дизайн упаковки 1.92
Брендинг 1.75