Власти культурной столицы России с 2006 года исполнились решимости искоренить так называемые «брендмобили». Что такое «брендмобиль»? Это обычная грузовая «Газель», на которую водружен рекламный щит. Любопытно, что несмотря на штрафные санкции, подобные рекламные площадки можно легко заметить тут и там. В чем же дело?
Итак, как вы могли уже узнать, «брендмобилем» называется грузовая «Газель», у которой сразу за первой половиной кузова сразу размещается двухсторонний рекламный щит. На улицах Санкт-Петербурга подобная спецтехника начала появляться еще в 2005 году, и неудивительно: лизинг недорог, платить за бензин почти не нужно, поскольку машина постоянно находится на одном и том же месте, зато за саму рекламную площадку, расположенную в культурной столице России, где каждый сантиметр рекламной площади стоит огромнейших денег, не нужно платить ни гроша. Как результат подобной деятельности, появилась поправка в федеральном "
законе о рекламе", запрещающая такую «рекламу-на-колесах». И что любопытно, даже
несмотря на запрет в законодательстве, подобной рекламы на улицах города нисколько не убыло.
Примечательно, что количество «брендмобилей» постоянно меняется: так как этот вид рекламной деятельности вне закона, то, как только городские власти начинают предпринимать действия в их отношении, они очень быстро исчезают, но потом столь же быстро возвращаются на улицы.
Сейчас ситуация сложилась так, что таких подвижных рекламных площадок уже больше ста, и они располагаются в самых «злачных», с точки зрения рекламы, местах: на бесплатных парковках, рядом со станциями метро, у крупных торговых центров. Причем, зачастую подобная техника сдвинуться с места не сможет при всем желании: на многих из «Газелек» нет ни номеров, ни покрышек. Владельцам этих конструкций вообще очень удобно: штрафовать их может только одно ведомство —
антимонопольный комитет, который и без того довольно занят, так еще хватает от нехватки полномочий, чтобы сначала установить владельца такого «безобразия», затем найти его и оштрафовать. Если верить словам депутата Виталия Милонова, ответственного за законодательство Санкт-Петербурга, ситуация может резко измениться, если к делу подключатся местные власти, которым будут даны дополнительные полномочия для взимания штрафов с хозяев подобных рекламных площадок.

А вот местные власти давно уже пытаются воевать с «подвижными рекламными сооружениями», но поделать ничего не могут, так как связаны по рукам и ногам. Зато в Приморском районе Петербурга ГИБДД занялась массовым вывозом «брендмобилей» на штрафные стоянки. Владельцам таких «штрафников» должно уже стать не по себе, да и другие хозяева таких колесных «биллбордов» должны крепко задуматься. Ан нет, в любую минуту можно набрать номер телефона, который старательно нацарапан на лобовом стекле «рекламной площадки» и заказать себе рекламу на колесах хоть сегодня. И в результате диалога с таким человеком можно узнать, что ФАС их совершенно не волнует, а каждый «брендмобиль» всегда имеет запасной вариант размещения на городских улицах, на случай, если возникнут проблемы с властями.
Если провести небольшие подсчеты, то можно выяснить, что
каждый такой «автомобиль-с-рекламой» приносит своему владельцу около сорока тысяч рублей прибыли в месяц, а эти деньги по идее, должны идти в городскую казну. Таким образом, Петербург ежемесячно теряет около двух с половиной миллионов рублей. Власти признаются, что не могут эффективно бороться с «брендмобилями» и думают о том, как скоординировать свои действия, действия полиции и антимонопольных организаций, чтобы такая незаконная реклама исчезла с улиц Санкт-Петербурга.