Черный PR: теория и практика технологий сомнительного свойства

plus +2 minus

Черный PR  

черный prВыражение «черный пиар» появилось в русском языке сравнительно недавно, но уже успело превратиться в устойчивый фразеологизм, активно используемый в повседневной речи. Однако если попытаться уточнить у обывателя, что же означает это понятие, он вряд ли сможет дать четкий вразумительный ответ, впрочем, как и опытный PR специалист, который, казалось бы, должен лучше других понимать его значение. Тем не менее, загадочность 'этого термина никого не смущает: его активно используют в заголовках прессы, с целью привлечь внимание читателя, жадного до горячих «жареных» фактов, а также – упоминают на ТВ и на радио. Несмотря на то, что каждый понимает выражение «черный пиар» со своей точки зрения, пожалуй, стоит внести ясность и объяснить, какой же истинный смысл скрывается за этой фразой.

Буквальный анализ


Начать исследования нового выражения стоит, пожалуй, с уточнения значений его составляющих – лексического анализа. Если слово «черный» не требует дополнительных разъяснений, то вот PR, напротив, нуждается в четкой формулировке. Несколько его значений известны широкой аудитории – под понятием «пиар» подразумевают и специфический род занятий, и попытку личности заявить о себе любыми способами. Очень интересное определение дает Сэм Блэк, отец «паблик релейшн», в своей книге с одноименным названием, говоря, что пиар – это способность достичь идеальной гармонии с окружающей средой посредством полного взаимопонимания, благодаря высокой степени информированности и правдивости отношений. Многие называют подобное трактование возвышенным и оторванным от реальности: действительно, нередко взаимопонимание сменяется убеждением или даже – навязыванием, тогда как информативная подоплека в PR имеет строго избирательный характер, с целью отделить истину от откровенной лжи.

Практика PR: пример из реальной жизни



Один из наиболее популярных способов воплощения «черного пиара» — это подкуп журналистов, с целью подачи ими информации в нужном свете и под нужным углом, действуя в угоду заказчику. Специализированная литература называет этот метод одним из наиболее популярных, получивших широкое распространение в современных условиях. И те, кто так или иначе связан с журналистикой, немало обеспокоены этим вопросом, считая его серьезной проблемой, нарушающей работу субъектов PR-рынка, из-за изменений в естественном цикле «жизни» печатных материалов, неверно расставляемых акцентов, смешения понятий настоящего промоушн и грубых подделок с сомнительными свойствами и т.д.

Черный PR – лишь проявление непрофессионализма отдельных представителей «четвертой власти», пытающегося выделиться не умением влиять на умы путем грамотной подачи информации, а посредством ее искажения и перекраивания.

Черный PR: явление или вымысел?



Исходя из вышесказанного, можно смело сказать, что под термином черный PR, чаще всего, скрываются сомнительные технологии, направленные на агитацию в пользу того или иного лица или преподносящие информацию с нарушениями всех канонов профессиональной журналистики. Выборы, резонансные события в обществе, провокации и т.д. – благоприятная питательная среда для подобных нарушений, где они проявляются во всей своей красе. Получается, что «черный пиар» — красивое слово, прикрывающее малопривлекательные деяния, которые по ошибке причислены обывателями к настоящему «паблик релейшн», области профессиональной деятельности для тысяч людей, не имеющей ничего общего с обманом и подлогом. Поэтому, не стоит бояться выражения «черный PR» — это не более чем проявление непрофессионализма и некомпетентности, способное вызвать лишь искреннее сочувствие.
  25 марта 2011, 17:37 vk_44669051

Комментарии (5)


+
 
kherson 01 апреля 2011, 02:52
Хорошая статья, которая кратко раскрывает суть «черного пира». Это явление, по-другому еще называемое " джинса"- заказная информация, подаваемая под прикрытием «объективных» новостей, буйно расцветает в прессе и на телеканалах в преддверии любой предвыборной компании. От этой заразы не застрахована даже неподкупная пресса в странах развитой демократии, хотя, справедливости ради, надо отметить, что там это явление распространено значительно меньше.

+
 
LilyaGant 02 апреля 2011, 03:28
У меня такое ощущение, что у нас вся журналистика — это черный пиар, о котором пишут в этой статье. Мне кажется, никто бесплатно не опубликует информацию и не сделает телепередачу о каком-то коммерческом проекте, даже если он очень интересен и нужен людям. Как можно несанкционировано упомянуть о чем-то в эфире — это ж реклама, ай-яй-яй. Деньги вперед.

+
 
slava-mai 02 апреля 2011, 19:25
Да, «черный пиар» и деньги — это синонимы. В мире где все покупается и продается, нет места тому, что выходит за рамки товарно-денежных отношений. Пиар — это товар, да, не материальный, что не мешает ему иметь свою стоимость и очень неплохую стоимость. Пиар — это деньгми. Черный пиар — это очень большие деньги.

+
 
ad-work 03 апреля 2011, 18:34
Черный пиар, по сути, начался с политики, а там всегда замешаны деньги. Чистого пиара не осталось в принципе, а если рассматривать основные цели пиар, например, отстройка от конкурентов или в целом имиджмейкинг, то черный пиар здесь просто необходим. Проблемой любого пиарщика является именно создать свой черный пиар, а не пытаться бороться с пиаром, созданным другими лицами.

+
 
veniamin 04 апреля 2011, 01:59
Если бы «чернуха» ограничивалась только подкупом журналистов, то мы жили бы в раю:)
Черный пиар обычно включает в себя намеренное распространение негативной информации, клевету, организацию заведомо ложных и иногда вредных информповодов. Считай, весь политпиар.

Я не считаю черный пиар чем-то плохим для специалиста, все зависит от того, насколько далеко профессионал готов пойти для достижения цели проекта. Это не делает его хуже или лучше в моральном плане, но вполне может много рассказать о его способностях.

Вам необходимо Авторизироваться или Зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Прямой эфир