
Выражение «черный пиар» появилось в русском языке сравнительно недавно, но уже успело превратиться в устойчивый фразеологизм, активно используемый в повседневной речи. Однако если попытаться уточнить у обывателя, что же означает это понятие, он вряд ли сможет дать четкий вразумительный ответ, впрочем, как и опытный PR специалист, который, казалось бы, должен лучше других понимать его значение. Тем не менее, загадочность 'этого термина никого не смущает: его активно используют в заголовках прессы, с целью привлечь внимание читателя, жадного до горячих «жареных» фактов, а также –
упоминают на ТВ и на радио. Несмотря на то, что каждый понимает выражение «черный пиар» со своей точки зрения, пожалуй, стоит внести ясность и объяснить, какой же истинный смысл скрывается за этой фразой.
Буквальный анализ
Начать исследования нового выражения стоит, пожалуй, с уточнения значений его составляющих – лексического анализа. Если слово «черный» не требует дополнительных разъяснений, то вот PR, напротив, нуждается в четкой формулировке. Несколько его значений известны широкой аудитории – под понятием «пиар» подразумевают и специфический род занятий, и попытку личности заявить о себе любыми способами. Очень интересное определение дает Сэм Блэк, отец «паблик релейшн», в своей книге с одноименным названием, говоря, что
пиар – это способность достичь идеальной гармонии с окружающей средой посредством полного взаимопонимания, благодаря высокой степени информированности и правдивости отношений. Многие называют подобное трактование возвышенным и оторванным от реальности: действительно, нередко взаимопонимание сменяется убеждением или даже – навязыванием, тогда как информативная подоплека в PR имеет строго избирательный характер, с целью отделить истину от откровенной лжи.
Практика PR: пример из реальной жизни
Один из наиболее популярных способов воплощения «черного пиара» — это подкуп журналистов, с целью подачи ими информации в нужном свете и под нужным углом, действуя в угоду заказчику. Специализированная литература называет этот метод одним из наиболее популярных, получивших широкое распространение в современных условиях. И те, кто так или иначе связан с журналистикой, немало обеспокоены этим вопросом, считая его серьезной проблемой,
нарушающей работу субъектов PR-рынка, из-за изменений в естественном цикле «жизни» печатных материалов, неверно расставляемых акцентов, смешения понятий настоящего промоушн и грубых подделок с сомнительными свойствами и т.д.
Черный PR – лишь проявление непрофессионализма отдельных представителей «четвертой власти», пытающегося выделиться не умением влиять на умы путем грамотной подачи информации, а посредством ее искажения и перекраивания.
Черный PR: явление или вымысел?
Исходя из вышесказанного, можно смело сказать, что под термином черный PR, чаще всего, скрываются сомнительные технологии, направленные на агитацию в пользу того или иного лица или преподносящие информацию с нарушениями всех канонов профессиональной журналистики. Выборы, резонансные события в обществе, провокации и т.д. – благоприятная питательная среда для подобных нарушений, где они проявляются во всей своей красе. Получается, что «черный пиар» — красивое слово, прикрывающее малопривлекательные деяния, которые по ошибке причислены обывателями к настоящему
«паблик релейшн», области профессиональной деятельности для тысяч людей, не имеющей ничего общего с обманом и подлогом. Поэтому, не стоит бояться выражения «черный PR» — это не более чем проявление непрофессионализма и некомпетентности, способное вызвать лишь искреннее сочувствие.