
Сегодня все знают, что такое пиар, особенно черный. И каждая организация в той или иной мере заботится о своем имидже, старается время от времени менять направление своей PR-работы, осуществлять ее
ребрендинг. Эти понятия волнуют не только профессионалов по развитию общественных связей. Они все имеют свое значение, происхождение и соответственно употребление. Но часто используют их неправильно, не совсем понимая, как на самом деле они важны. И уж очень часто употребляют эти термины
с пренебрежением.
А не пора ли попиарить сам PR?
Слово
«пиар», «пиариться», «отпиариться», «пропиарить», «распиарить», «пиарщик» и другие употребляются повсеместно. Признанный мастер в деле развития общественных связей, гуманитарный технолог Ефим Островский не очень жалует слово «пиарщик», считая его ругательным.
С таким мнением наверняка не согласятся многие «PR-специалисты». Такой пиар Ефима Островского — это
удар по имиджу профессии, это прямой вызов работающим в этой отрасли профессионалам. Поэтому единственно правильным ответом господину Островскому будет последовательная работа над созданием позитивного образа pr-специалиста. Для этого нужно:
1) Провести ребрендинг PR, возможно, даже переименовать саму профессию, выделив ее суть и ее огромное значение в коммуникативной сфере каждой структуры.
2) Хорошо также называть вещи своими именами, избегая пренебрежительного смысла выражений «отпиарить», «распиарить» и т.д. И самое главное:
3) Относиться к
PR как к науке, преподавать и подавать как серьезную научную дисциплину. Ее задача — это организация коммуникативной деятельности социального субъекта с общественностью, формирование эффективной системы информационных потоков. Без этого успешное функционирование данного субъекта в обществе просто невозможно.
Почему у нас не жалуют PR?
Причина неуважительного отношения к специалистам PR – это их неквалифицированность. Когда специалист по PR забывает, что он не рекламный агент и позволяет себе гнать «джинсу», стоит ли ожидать уважительного отношения к себе? Или когда он
не может устоять перед огромными гонорарами акул бизнеса за неправдивые материалы, то уж совсем трудно говорить о доверии. Вот и считают люди, что все пиарщики и журналисты продажны, что на объективность их материалов рассчитывать нельзя, и для того, чтоб восстановить утраченное доверие, надо очень и очень усердно поработать.
Ребрендинг
В США вместо словосочетания
Public Relations, «связи с общественностью», уже давно используют Public Relations Development, «развитие общественных связей» или сокращенно РОС. Такой ребрендинг самого названия позволил избавиться от слова «общественность», и тем самым от имеющегося в нашем обществе элемента пренебрежения к общественности. К тому же новое название лучше отражает суть PR-деятельности: развитие общественных связей.
Назовем вещи своими именами
Черного PR не должно быть вообще. Но именно о нем почему-то все думают, когда говорят о PR. PR также видят там, где что-то комментируют известные люди. Но на самом деле
PR — это постоянная и кропотливая работа по установлению взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества, по формированию и поддержке имиджа, это постоянное стимулирование интереса. Это незаметная и гармоничная работа. И она не имеет ничего общего с введенными в обиход и широко распространенными у нас терминами:
Черный пиар – компромат, ложь, клевета, искажение и подтасовка фактов.
Пиариться – выпендриваться, высовываться, рисоваться.
Отпиарить – смыть позор газетными статьями.
Отпиариться (-ся) – высказаться ради того, чтобы высказаться, сказать хоть что-то; засветиться.
Распиарить (-ся) – выставить (-ся), «засветиться» так, чтобы помнили только в момент этой самой засветки.